Как сформировать положительное отношение к школе?

Консультация для родителей :

 Как  сформировать положительное отношение к школе?

 

Подготовила: педагог-психолог Абросимова А.В.

 

К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ПОСТУПЛЕНИЕ РЕБЕНКА В ШКОЛУ?

Переход ребенка из детского сада, семейного круга в школу приводит к:

— необходимости подчинения общему режиму учебы и отдыха;

— значительному увеличению времени без активного движения;

— пребыванию длительное время в закрытом поме­щении с шумом и толчеей на переменах (часть детей предпочитают вообще не покидать классную комнату в перерывах между уроками);

— необходимости полного самообслуживания в раз­девалке, за учебной партой, в столовой, туалете;

— «завоеванию» своего места в новом коллективе из 25-30 сверстников;

— резкому изменению характера взаимоотношений со взрослыми;

— большому объему интеллектуальной учебной информации и т.д.

Адаптационный период связан со стрессом, который приводит к ослаблению организма ребенка, повышению риска заболеваний и снижению эффективности обучения. Современные программы мало учитывают этот фактор, и на первоклассника ложится немалая нагрузка. Для того чтобы он с первых шагов в школе не стал отстающим, не начал испытывать отвращение или страх к учебе, нужно готовить его к обучению еще в детском саду и в семье. Уг­лубленная подготовка даст возможность ребенку полу­чить удовлетворение от собственных знаний, поверить в свои силы.

КАК СФОРМИРОВАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ?

Особое место занимает формирование ожиданий и установок ребенка на поступление в школу. Здесь очень важно «не перегнуть палку». Не следует обе­щать, что ребенка ждут сплошные лавры успеха, важ­нее настроить его на ежедневный труд. Но недопусти­мы и высказывания типа «что же ты будешь делать в школе?» или «вот уж там тебя призовут наконец к по­рядку!».

Напротив, внушайте детям:

— ты сможешь все, если немного постараешься;

— в школе можно многое узнать и многому научить­ся, стоит только захотеть;

— в классе можно найти новых хороших друзей, хотя вполне вероятно, что не все дети в классе сразу тебе по­нравятся (расскажите, с кем и как вы сами дружили в школе).

Объясните детям, что сначала они могут скучать по детскому саду, дому, все «школьное» может им показать­ся чужим. Это чувство быстро пройдет, постепенно они привыкнут к новой обстановке.

Вспомните о собственных чувствах и переживаниях в первом классе. Расскажите, как вы ждали 1 сентября, не скрывайте, если сами испытывали тревогу.

Настройте детей на то, что у них будут новые обязан­ности. Подчеркните, что они подросли, стали взрослее. Это означает, что им будут не только больше доверять, но и больше с них требовать.

КАК ОТНОСИТЬСЯ К ОЦЕНКАМ?

Очень важно дать ребенку правильную установку на оценки. Он сам должен учиться оценивать, насколько добросовестно работал, все ли сделал, что мог.

В этой связи от взрослых требуется:

— объективно оценивать результаты работы будуще­го школьника;

— сравнивать различные результаты деятельности ре­бенка, находить причины неудач. Обязательно намечать пути исправления ошибок;

— выяснить, что ребенок сам думает по поводу своей работы, как ее оценивает, что у него не получилось, по­чему;

— выразить уверенность, что в предстоящем обуче­нии, он добьется хороших результатов;

— поддержать само стремление к творчеству и трудо­любие.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

— Четко сформулируйте для себя, чего именно вы хо­тите от своего ребенка;

— Искренне радуйтесь каждому успеху ребенка, будь то красиво написанная буква или самостоятельно со­бранный портфель;

— Терпеливо и с любовью объясняйте ребенку то, че­го он не понял;

— Поднимайте ребенка утром так, чтобы он приходил в школу за 15-20 минут до звонка;

— Уважайте ребенка и его труд;

— Не требуйте только отличных оценок;

— Помните о том, что ребенок пришел в школу учить­ся и потому имеет право на ошибку;

— Не сравнивайте своего ребенка с другими деть­ми—у каждого есть свои достоинства и недостатки;

— Не делайте за ребенка домашнее задание — такая помощь ему не нужна;

— Внимательно выслушивайте ребенка, вникайте в его проблемы, какими бы незначительными они вам ни казались;

— Не позволяйте долго сидеть у телевизора или ком­пьютера — это отрицательно сказывается на общем со­стоянии;

— Почаще советуйтесь с учителем;

— Не обсуждайте при ребенке его учителя;

— Давайте ребенку возможность исправлять ошибки и помогайте ему в этом;

— Всегда верьте в своего ребенка, любите его такого, какой он есть!

 

Литература: Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога