Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей 6-7 лет

Консультация для родителей

 

«Будущие школьники (что нужно знать о формировании предпосылок универсальных учебных действий у детей 6-7 лет)».

 

 Подготовила: педагог – психолог Абросимова А.В

 «Школа не должна вносить резкого перелома жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В. А. Сухомлинский).

 Эти слова очень актуальны и в наше время. Как же сделать так чтоб этот переход на новую ступень развития не был резким? Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни, это переломный и ответственный этап в жизни ребенка, когда ему необходимо постепенно становиться самостоятельным и ответственным. Завершение дошкольного периода является готовность ребенка к обучению в школе. 

Вопрос: Как вы понимаете что такое «готовность к школе»?

У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что из знания алфавита, из умения читать, писать, и навыков быстрого счета
 на самом деле,

Готовность ребенка к  обучению – это уровень физического и психического развития, при котором те требования, которые будет предъявлять школа, не будут для него чрезмерными и не приведут к нарушениям его здоровья.

Под «готовностью» ребенка к системному обучению в школе понимается: сформированность у ребенка психологических свойств,процессов, умений без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе.

Очень часто мы слышим такие слова «психологически не готов к школе» и неверно их растолковываем, понимая под этими словами – когда у ребенка есть определенные личностные качества, или эмоционально-волевая незрелость, которые не позволяют ему успешно обучаться в школе. Однако такие представления и понимание не верно.

В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и новая информация, и новая форма обучения. Поэтому готовить дошкольника к грядущим переменам в привычных для него условиях нужно постепенно, шаг за шагом. 

Основой успешной адаптации будущих первоклассников к школьному обучению является психологическая готовность их к школе.

Психологическая готовность  - это очень обширное понятие, которое включает сформированность различных сфер.

Интеллектуальная готовность - это уровень развития познавательных психических процессов необходимый для успешного овладения школьной программы.

Интеллектуальная готовность не предполагает у ребенка каких-то определенных сформированных умений (счета и письма). Это наличие у ребенка более высокого уровня психического развития, которое дает возможность читать, считать и решать задачи

Бывает, что будущий первоклассник умеет читать, писать, считать, но у него рассеянное внимание, плохо развита память и у него будут трудности в школе и наоборот ребенок с более высоким уровнем развития памяти, внимания, мышления сможет догнать и перегнать в успешности своих сверстников.

Основным психическим новообразованием этого возраста является произвольность. Которая и является одним из критериев готовности к школе.

Многие познавательные психические процессы становятся произвольными. Ребенок способен управлять памятью, вниманием, т.е. делает и запоминает не то что просто интересно, но и нужно.

Мотивационная готовность – это наличие у ребенка «желания учиться».

И, наверное, если вам сейчас задать вопрос: «Хочет ли ваш ребенок идти в школу?». Почти все сразу ответите: «Да!». Значит и мотивационная готовность сформирована. Однако это совсем не так.

Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Он может хотеть в школу, потому что все друзья пойдут, потому что купят новый портфель и другие вещи, привлекает детей класс, школа, учительница. Но еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно учиться. Просто они поняли, что статусное место гораздо важнее и почетнее, хочет стать взрослым.

Важно, чтобы школа привлекла именно своей деятельностью- учением (учебной) «Хочу учиться!». Именно стремление стать учеником, т.е. выполнять правила поведения школьника, иметь обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника».

Волевая готовность - умение слушать, вникать в содержание того, о чем говорит учитель, довести начатое дело до конца, работать по инструкции, планировать свои действия, способность управлять своим поведением.

Эмоциональная готовность.Отдавая ребенка в школу, кажется, что его отношение к ней будет положительным. Однако это не всегда так за несколько месяцев (до школы)уже приблизительно 15% детей испытывают негативное отношение к школе.

В чем причина?

 

Конечно же успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок УУД.

Основная задача дошкольного периода –  формирование предпосылок универсальных учебных действий.

 

Что же такое универсальные учебные действия?

 

Научное толкование перед вами: Универсальные учебные действия –способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путѐм сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

 

другими словами: Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через  практическую деятельность, через «умение учиться».

Как вы понимаете «умение учиться»?

«Умение учиться» – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность.

  различают 4 блока УУД: общая схема перед вами.

1)  личностный;

2)   регулятивный;

3)   познавательный;

4)   коммуникативный.

Наша с Вами задача рассмотреть какие предпосылки к УУД надо развивать и формировать и как это делать?

 

Личностные предпосылки УУД

У дошкольников личностный компонент УУД определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению-степенью сформированности внутренней позиции школьника, самооценки, эмоциональной зрелостью ребенка.

 

Критерии сформированности внутренней позиции школьника таковы:

желание ребенка пойти учиться,положительное отношение к школе, чувство

необходимого учения.

Проявление интереса к новому, к самому процессу познания, предпочтение ребенком содержания школьных занятий .

(умение и желание ребенка работать в коллективе сверстников)

 

Формы работы: (рекомендации)

Регулятивные предпосылки УУД

перед вами и я хочу выделить наиболее важные:

 

 Будущий первоклассник должен уметь принимать инструкцию из 3-4 предложений, сохранять до конца занятия все инструкции, в конце работы внимательно просмотреть выполненное задание, находить и исправлять свои ошибки. На занятиях соблюдать правила, уметь управлять своим поведением.

 

           

Познавательные предпосылки УУД

Самый обьемный блок по количеству предпосылок, потому что конечно же успешность обучения в первую очередь зависит от интеллектуальной готовности к обучению. Хочу остановиться на:

различные признаки), также достаточного запаса знаний об окружающем мире

испытуемого;

т. к.  в этом возрасте происходит изменения мышления ребенка от наглядно-образного к словесно-логическому. Важным я также бы выделила

Формы работы рекомендации:

Все эти задания необходимо использовать и проводить на слух.

Коммуникативные УУД

хочется обратить ваше внимание на следующих:

формы работы (рекомендации)

 Вывод: предпосылки  УУД это основные компоненты готовности к школьному обучению.  А проблема готовности ребенка к школе была и остается всегда актуальной.

Что в первую очередь необходимо развивать?

 Трудно дать однозначный ответ. одни считают, что надо развивать только познавательную сферу, другие – развивать самостоятельность, организованность, чаще все сводится к тому, что за последний год до школы начинают учить писать, читать. И не имеют положительных результатов в этом процессе.

 

Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю рассмотреть схему. В ней условно отображены разные сферы психической деятельности человека. Все психические функции тесно связаны  друг с другом.  «Входом» является ощущения, которые подкрепляются эмоциональной оценкой и окраской. Познание человека окружающего мира начинается с ощущений, а «выходом» - действия  и речь.

 Наше сознание (шапочка) – все собирает воедино, все сферы, регулирует наше поведение. Так как наша психика всегда функционирует, как единое целое недостаточная сформированность отдельных компонентов вызывает дефект, проблему в развитии других.

Например: недостаточное эмоциональное развитие приводит к трудностям в развитии волевых качеств и мотивации к обучению.

И эта схема наглядно помогает нам понять что процесс подготовки ребенка к школе начинается с самого начала дошкольного периода.

 

Наверное, из моего рассказа вы поняли, насколько все процессы тесно переплетены между собой. Поэтому в настоящий момент нужно понять и определить те трудности, которые наблюдаются и работать именно над ними, а не опережать развитие вашего ребенка.

 

Заключение.

И в заключении хочется вам сказать, что организовывая работу с ребенком,  помните:

конструирование, сюжетное и схематическое рисование, моделирование, экспериментирование, не забывайте про  бытовой труд;

активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на

решение задачи.

 

  Формирование УУД – это не программа, которой можно обучить, натренировать. Это долгая интегрированная работа, которое осуществляется на протяжении всего дошкольного детства через обычное «участие в жизни» и игру.